Опыт внедрения ФГОС

Пестышева Надежда Анатольевна, 

учитель   высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ

   Стандарты второго поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня     качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в  течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

   В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

   Год назад наша школа активно включилась в изучение, а  с текущего учебного года и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного оснащения,  используемого для обеспечения  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной  деятельности учащихся.

 В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме.  Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.Работа по внедрению  ФГОС второго поколения  по следующим направлениям:

  • отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;
  • формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
    • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
    • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
    • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
    • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

   Обучение 1 класса ведётся на основе  УМК «Начальная школа XXIвека" учителями Шаяхметовой Р.Ф. и Булгаковой Л.В.  в кабинетах,  оснащенных мультимедийным оборудованием. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.  При посещении уроков в 1 классе бросается в глаза то, что у детей развиты речевые умения, сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

   Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности по программам внеурочной деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. С родителями на подготовительном и основном этапе  проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

   Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.

   Уже первый опыт внедрения  ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.